загрузка

Интервью Алексея Овчарова Национальной Экономической Газете

02.03.2012

Аналитики предрекают белорусскому рынку ПЭТ-упаковки дальнейшее бурное развитие, правда, с оговоркой, что техническое законодательство останется благоприятным для данного вида продукции. В связи с этим тревогу вызывает появление проекта техрегламента ЕЭП, сильно ограничивающего использование ПЭТ. Прокомментировать ситуацию на рынке и оценить перспективы его развития мы попросили первого замдиректора ООО «ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ УПАКОВКИ» Алексей ОВЧАРОВ.

— Рынок ПЭТ-упаковки активно развивается во всем мире. В последние 5 лет в Юго-Восточной Азии его ежегодный прирост составлял 7–9%, в Латинской Америке — 4–5%, Восточной Европе — 3–4%, Западной Европе и Северной Америке — 1–2%. В Беларуси, согласно нашим расчетам, был достигнут темп 5–6%, что даже несколько выше, чем в Российской Федерации. В настоящий момент в нашей стране потребляется порядка 50 тыс. т ПЭТ в год, или 900 млн. упаковочных единиц.

С 2005 г. в республике основным драйвером для рынка ПЭТ-упаковки выступало пиво, и, по нашим оценкам, до 2015 г. в этом сегменте ежегодный прирост останется высоким — на уровне 8–9%. Кроме того, с 2011 г. данный вид упаковки начали активно использовать производители молочных продуктов. Это позволяет рассчитывать на то, что в ближайшие 3–5 лет потребление ПЭТ-упаковки в стране будет ежегодно увеличиваться в среднем на 10%.

Во всем мире ПЭТ продолжает вытеснять альтернативные виды упаковки, на рынке жидкостей — стекло и тетрапак, сыпучих продуктов — стеклобанку. Активно развивается направление пищевых контейнеров ПЭТ. Причиной тому прежде всего являются экономические факторы, к примеру, себестоимость ПЭТ-бутылки в 2–3 раза ниже, чем стеклянной, при сопоставимых объемах тары, что делает товар более конкурентоспособным по цене. При этом внедрение в последние годы т.н. барьерных технологий в ПЭТ-упаковке позволило довести ее потребительские качества в части сроков хранения продуктов до уровня других видов тары и выше. Благодаря этим технологиям начали развиваться и новые сегменты упаковки для кофе, алкогольных напитков и т.п., что создает дополнительное пространство для роста рынка. По этой причине, к примеру, мы сегодня наблюдаем рост на уже насыщенном рынке Западной Европы.

Алексей Вячеславович, появилась информация о разработке в ЕЭП не очень дружелюбного по отношению к ПЭТ проекта техрегламента. Не подрывает ли это в целом оптимистичные перспективы рынка?

— К сожалению, сегодня нам пока не понятно конечное состояние законодательно-правовой базы, которая регулировала бы сферу потребления, сбора, утилизации и вторичной переработки ПЭТ в Едином экономическом пространстве. Это усложняет процесс бизнес-планирования.

Что касается упомянутого проекта техрегламента, то заложенные в него ограничительные нормы представляются достаточно абсурдными, т.к. идут вразрез с общемировыми тенденциями и потребностями рынка. Если он будет принят в предложенной редакции, то на рынке Беларуси и России как минимум возникнет дефицит упаковки, не во что будет разливать пиво и напитки. В целом мне эта ситуация образно представляется попыткой повторно вырубить все виноградники, которые за последние 20 лет восстановили на постсоветском пространстве. Сначала вырубим, а потом будем думать, из чего делать вино. Любые ограничения в развитии ПЭТ-упаковки — это действия против элементарной логики жизни, поэтому даже если они будут приняты, то, скорее всего, окажутся временными, а рынок будет вынужден вернуться к ПЭТ во всем его многообразии.

Кто был разработчиком техрегламента и чьи интересы он преследует?

— Первоначальный вариант проекта техрегламента был предложен Казахстаном. Вероятно, его целью стало лоббирование интересов производителей иных видов упаковки. Правда, совместными усилиями белорусских производителей и чиновников, отвечающих за согласование нормативной базы ЕЭП, удалось приостановить принятие техрегламента в первоначальной редакции. Очень надеемся, что намеченное на эту весну очередное обсуждение документа на уровне трех стран придаст ему содержание, которое не противоречило бы общемировым тенденциям.

В странах с рыночной экономикой компании не просто ожидают изменения законодательства, а ведут диалог с правительством, парламентом, бизнес-союзами, с тем чтобы создать максимально комфортные условия хозяйствования. У вас такой диалог налажен?

— Месяц назад мы обратились в союз «Гильдия пивоваров» с просьбой включить нас в состав его членов. Целями сотрудничества с этой отраслевой организацией мы видим постоянный обмен информацией по рынку, выработку общей позиции по принципиальным вопросам развития отрасли и упаковочных решений, реализацию совместных проектов.

Полагаю, нам также удастся консолидировать диалог с властью от имени всей отрасли. Ведь союз обладает высоким потенциалом, в т.ч. благодаря личным качествам и высокой энергии его руководителя — господина Скребцова, сумевшего в рамках одной организации объединить по сути конкурирующие предприятия.

От имени Гильдии пивоваров мы направили совместное обращение в адрес премьер-министра М. Мясниковича с призывом создать рабочую группу, которая включала бы представителей органов власти, производителей сырья, упаковки, переработчиков и которая занялась бы созданием в стране оптимальных условий для развития данного вида бизнеса. Обращение воспринято положительно, и наши пожелания обещали учесть при подготовке отраслевого законодательства.

Ваша компания существует с 2001 г. Но, судя по вашим словам, начать диалог с представителями вашего цеха и властью вы пытаетесь только сейчас. Почему?

— Собственно производством мы начали заниматься с 2005 г., на протяжении нескольких лет успешно справились с задачей импортозамещения, сведя до минимума импорт преформ в Беларусь. После этого мы задумались о диверсификации сырья для нашего производства и в конце 2010 г. приняли решение о необходимости развивать направление по рециклингу вторичного ПЭТ. Реализация такого проекта требует совершенствования действующего законодательства, что возможно лишь в тесном сотрудничестве с другими участниками рынка и властью.

В последние годы мы внимательно отслеживали развитие мировых технологий и видим, что сейчас появились очень перспективные решения, которые позволяют реализовать такой проект в Беларуси в течение 2–3 лет. В Германии и Австрии есть как минимум 4 компании, обладающие высокими технологиями в этой сфере, и мы находимся на стадии активных переговоров с ними.

А доросло ли сознание нашего населения до того, чтобы не выбрасывать использованные ПЭТ-бутылки, а складировать их в специальные контейнеры или сдавать в пункты приема? Чтобы ваш проект мог состояться...

— Ответ на ваш вопрос лежит скорее не в плоскости культуры населения, а в экономической мотивации. К примеру, в Германии компания Coca-Cola внедрила оборотную ПЭТ-бутылку и разместила в супер-маркетах специальные автоматы для ее приема. Немцы сдают туда пустые бутылки, получая за это из автоматов деньги.

Сегодня в Беларуси стоимость полуторалитровой ПЭТ-бутылки составляет порядка 1 тыс. Br, из них на стоимость сырья приходится около 65%, или 650 Br. Возможно, из этих средств, с учетом необходимости закладывать маржу для сборщиков и переработчиков, 200 или 300 Br можно было бы выплачивать населению, чтобы мотивировать его и вовлекать в рециклинг ПЭТ. Для определения более точной цифры требуются детальные экономические расчеты.

Поговаривают, что в нашей стране вновь могут начать взимать экологический налог с производителей ПЭТ-тары. Как вы оцениваете такие перспективы?

— На производителях это вряд ли как-то скажется, скорее — на потребителях, поскольку заводы попросту заложат дополнительные расходы в конечную цену товара. Иной вопрос — как будут использоваться собранные средства? Будут ли они направлены в создание производств по рециклингу ПЭТ, как это делается на Западе, или нет?

Кстати, во многих странах Европы взиманием экологических платежей занимаются некоммерческие организации в рамках системы «Зеленая точка». Осуществляется это в форме лицензионного сбора за право маркировать продукцию знаком «Зеленая точка», при этом уровень сборов зависит от качества, эффективности упаковки и вовлеченности в производство вторичных ресурсов. Чем выше эти показатели, тем ниже сбор и, как следствие, — цена товара (в нее производители закладывают издержки на получение лицензии). Поскольку снижение цены — это конкурентное преимущество на рынке, компании оказываются финансово заинтересованными в применении передовых технологий. При этом деятельность общественных организаций и их финансовые потоки максимально прозрачны для общественности. А вот попытки некоторых стран Европы направить сборы в рамках «Зеленой точки» в госбюджеты имели меньшую эффективность.

Наша компания как крупнейший в Беларуси производитель ПЭТ-преформ готова к тому, чтобы участвовать во всех циклах — производстве сырья, упаковки, сборе и переработке вторичного ПЭТ. Теперь со своей стороны веское слово должно сказать государство.